«Готовим ребенка к школе – развиваем речь».
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является обучение его родному языку, развитие речи и речевого общения. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во много зависят успехи дошкольников в усвоении языка. Поэтому необходимо, чтобы речь взрослого соответствовала нормам и правилам литературной разговорной речи.
К моменту поступления в школу речь ребенка должна быть содержательной, последовательной, логичной и понятной для окружающих. Чтобы овладеть такой речью, ребенок должен не только научиться правильно строить предложения, но и научиться составлять рассказы о предметах, о событиях и явлениях из своей жизни, логически связанных друг с другом. Только в этом случае мы можем говорить о связной речи.
Необходимо давать ребенку задания, которые помогут развитию связной речи, например, прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить пересказать; или рассмотреть какую-нибудь сюжетную картинку и предложить составить по ней рассказ. Хорошо придумать с ребенком рассказ о своей любимой игрушке. Такие занятия с ребенком дадут возможность в дальнейшем перейти к творческому рассказыванию, как к более сложной форме связной речи. В этом случае дети учатся самостоятельно составлять рассказы на предложенную тему, а также на тему из личного опыта об увиденном или услышанном ранее.
Мощное влияние на речевое развитие оказывает литература. Для того, чтобы ребенок использовал в своих рассказах образные слова и выражения, необходимо как можно чаще читать ему произведения художественной литературы, учить наизусть стихи. По тому, как ребенок строит свои высказывания, умеет ли излагать свои мысли логично и выразительно, использует ли образные выражения, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей поможет ребенку стать общительнее, преодолеть застенчивость и развить уверенность в своих силах. Родителям полезно чаще организовывать речевое общение с детьми в быту, во время игр и во всех режимных моментах. Ведь здесь предоставляется возможность исправлять встречающиеся ошибки детей, а не игнорировать их; закреплять их речевые навыки, следить за правильным построением предложений.
Все это поможет всестороннему развитию личности ребенка и успешному обучению его в школе.