Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей
в условиях семейного воспитания
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить о его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ребенку навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Безопасность – это не только сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработка практических умений и навыков безопасного поведения в играх, в быту, обучение правильным действиям.
Ребенку нужно дать необходимую сумму знаний общепринятых человеком норм поведения; научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке; помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, в транспорте; развивать самостоятельность и ответственность. В связи с этим больше внимания нужно уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми необходимого опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствует их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасности, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребенка.
Для решения этих задач необходимо:
- оказать воспитывающее и обучающее воздействие на детей в непосредственно организованной или в свободной деятельности;
- создать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знаковые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять обязательно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Используйте самые различные методические приемы:
- Разыгрывайте с детьми разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок с взрослыми и т.д.
- Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Читайте детям сказки. Сказки – это учебник, по которому ребенок начинает учится жить. Содержание сказок – жизненный опыт многих поколений. В сказках ребенок познает те самые уроки безопасности, которые он должен усвоить. Обсуждайте прочитанное.
- Обращайте внимание на иллюстрации. Ребенок быстро схватывает информацию, которая изображена на тематических иллюстрациях, не желе рассказать ребенку как нужно вести в различных ситуациях.
- Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет или разговаривает плохо, он все равно понимает. Суть вопроса не в том, чтобы получит правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. Побуждайте детей задавать вам вопросы
- Во время прогулки наблюдайте вместе с ребёнком, рассказывайте о правилах безопасности на наглядных примерах.
- Играйте вместе с детьми. Именно через игру ребёнок познаёт мир. Поэтому целесообразно поиграть с ребенком в сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Мы – водители», «Больница», дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома».
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным.
Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, животными; быть осторожен в общении с незнакомыми с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения; знать и уметь соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся.
Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта. Поэтому важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослого использовать доступные бытовые предметы. Предметы домашнего быта являются источником потенциальной опасностью для ребенка. Их условно разделяют:
- предметы, которые категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста ребенка, нужно научиться правильно пользоваться (ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты).
Обучая ребенка правила безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказываться на его развитии. В силу этого наша задача – научить ребенка быть осторожным.
Как не нужно говорить |
Что нужно сказать |
Не разговаривай с незнакомыми людьми. |
С незнакомыми людьми нужно вести себя следующим образом … |
Кругом плохие люди. |
Большинство людей заслуживают доверия, но … |
Тебя могут украсть. |
С тобой ничего не случится если… |
Детям в парке гулять очень опасно. |
Если кто-нибудь подойдет к тебе в парке … |
В наши дни никому нельзя доверять. |
Ты можешь обратиться за помощью. |
Необходимо уберечь ребенка от возможных опасностей, научить правильно и безопасно вести себя в различных ситуациях и принимать правильное решение.
Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей!